В Москве возможно всё. Как в столице облачная система диспетчеризации узлов учета упрощает жизнь потребителям тепловой энергии

Технические вопросы
Малышев Виталий
Технический директор, эксперт в сфере коммерческого учёта тепло- и водопотребления в сфере ЖКХ

Автоматизация семимильными шагами затрагивает все больше и больше сфер деятельности человека. Даже такие консервативные отрасли, как ТЭК и ЖКХ, семимильными шагами перестраивают свою деятельность, оптимизируя и повышая эффективность технологических и бизнес-процессов. Для потребителей энергоресурсов подобная автоматизация деятельности ТЭК и ЖКХ также имеет исключительно положительные последствия, например, такие как – упрощение и ускорение взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями, повышение качества получаемых ресурсов, обеспечение достоверности в расчетах с поставщиками энергоресурсов.

Неудивительно, что одним из флагманов в российском теплоснабжении – ПАО «МОЭК» активно внедряется в Москве система дистанционного получения данных с узлов учета тепловой энергии и горячей воды. И если для общедомовых узлов учета тепловой энергии, установленных в жилых многоквартирных домах и находящихся на балансе ГБУ «ЕИРЦ города Москвы», этот вопрос решен практически на 100%, то для потребителей, имеющих собственные узлы учета, проблема является актуальной.

В рамках цифровизации своей деятельности "ПАО "МОЭК" реализовал для потребителей тепловой энергии возможность ежемесячной передачи показаний дистанционным образом посредством использования Единого личного кабинета (ЕЛК).

При этом, чтобы потребителю дистанционно передать в ПАО «МОЭК» показания узла учета тепловой энергии потребуется:

  1. Установить на компьютер специализированное программное обеспечение и настроить его;
  2. Осуществить ручной съем показаний с узла учета тепловой энергии посредством данного ПО;
  3. Сформировать и сохранить отчетную ведомость тепло-и (или) водопотребления в формате, доступном для загрузки через ЕЛК клиента ПАО «МОЭК».

Мы считаем, что данный процесс можно существенным образом упростить, и при этом добиться повышения уровня контроля за работоспособностью узла учета, а также получить возможность осуществления мониторинга тепло- и водопотребления в режиме 24/7. И все это возможно благодаря подключению узла учета к облачной системе диспетчеризации потребляемых энергоресурсов.

По запросу нашей компании разработчиками облачной системы диспетчеризации узлов учета реализована возможность формирования отчетных ведомостей тепло- и водопотребления в , доступном для загрузки через ЕЛК формате напрямую в расчетные модули ПАО «МОЭК». Данная возможность призвана максимальным образом автоматизировать процесс ежемесячной передачи данных о тепло- и водопотреблении.

В июле 2019 года ПАО «МОЭК», подтвердила возможность использования облачной системы диспетчеризации узлов учета тепловой энергии для формирования отчетов тепло- и водопотребления в целях загрузки данных в собственную биллинговую систему посредством использования ЕЛК.

Диспетчеризация узлов учета тепловой энергии

Теперь в Москве у потребителей тепловой энергии отпадает необходимость ежемесячного посещения отделений сбыта, для того, чтобы всего лишь сдать показания и получить отметку на отчетной ведомости. Для владельцев облачной системы диспетчеризации процесс передачи показаний узлов учета тепловой энергии может быть организован следующим образом:

  1. Посредством доступа к сайту облачной диспетчеризации, сервиса рассылки, либо с помощью мобильного приложения снимаются показания узла учета тепловой энергии за отчетный период и сохраняются в требуемом ПАО «МОЭК» формате;
  2. Через ЕЛК предварительно сохраненные данные загружаются в базу ПАО «МОЭК»;
  3. Бинго! Работа завершена.

После оснащения узлов учета тепловой энергии облачной системой диспетчеризации всё, что потребуется для организации процесса передачи данных о тепло- и водопотреблении в ПАО «МОЭК» - это доступ к сети Internet.

В прошлое уходят ноутбуки для снятия показаний и адаптеры передачи данных, использование принтеров для печати отчетных ведомостей, многолюдные очереди с потерей времени в отделениях сбыта.

Более того, использование в своей работе внушительного функционала облачной системы диспетчеризации совместно с широкими возможностями ЕЛК ПАО «МОЭК» позволяет отказаться от малоэффективной, но дорогой услуги по ежемесячному снятию показаний с узлов учета тепловой энергии. Почему техническое обслуживание узлов учета тепловой энергии, осуществляемое без использования телеметрических систем, неэффективно, и к каким последствиям приводит «ручной» съем показаний - мы разбирали в предыдущих статьях на нашем сайте. Тут мы хотели бы затронуть финансовую сторону вопроса.

В настоящий момент тысячи потребителей в Москве оплачивают сторонним организациям услуги по ежемесячному снятию показаний с узлов учета и последующим предоставлением в отделения сбыта. При этом средняя стоимость подобной услуги в Московском регионе составляет порядка 5 000 руб. в месяц или 60 000 рублей в год.

При этом стоимость подключения одного узла учета тепловой энергии к облачной системе диспетчеризации в среднем в 2 раза дешевле, чем годовое обслуживание узла, а ежемесячная абонентская плата за поддержание канала связи с узлом учета и пользованием облачного сервиса не превышает 150 рублей.

Калькулятор экономии

Простые расчеты показывают, что при отказе от заключения договора на техническое обслуживание узла учета тепловой энергии и оснащения узла системой облачной диспетчеризации, потребитель за 5 лет сэкономит порядка 250 000 рублей. И это только вершина айсберга, так как тут не учтена например экономия в результате своевременного выявление неисправностей в работе узла учета.

Безусловно, на рынке автоматизации узлов учета тепловой энергии представлено множество систем диспетчеризации, при этом каждая имеет набор отличительных особенностей. Поэтому к выбору системы нужно подходить основательно, взвесив все параметры и не стоит сразу же соглашаться с предложением, даже если оно очень привлекательно для Вас в ценовой категории.

Диспетчеризация узлов учета тепловой энергии

Но какую бы Вы систему не выбрали, одно можно сказать точно – использование системы диспетчеризации совместно с возможностями единого личного кабинета позволит клиентам ПАО «МОЭК» организовать расчеты за потребленную тепловую энергию максимально прозрачно, а также сэкономит массу денежных средств, сил, нервов и самое главное - времени.